Президент Республики Казахстан Назарбаев Н.А. в своем послании «Казахстанский путь – 2050» отметил, что «Традиции и культура – это генетический код нации. Нам следует оберегать нашу национальную культуру и традиции во всем их многообразии и величии, собирать по крупицам наше культурное достояние.
Казахстанская культура должна стать патриотическим ядром для всех граждан страны». Следовательно, перед педагогами одной из важнейших задач является не только умение овладевать инновационными новшествами, но и прививать духовное наследие народной педагогики подрастающему поколению.
В нашем детском саду функционируют специализированные группы с общим недоразвитием речи (ОНР) (старшая и подготовительная). Основной диагноз – ОНР, сочетанный с задержкой психического развития (ЗПР). Как учитель-дефектолог в коррекционно-развивающей работе применяю обширное разнообразие методов и приемов коррекции нарушенного развития детей. В практике положительно зарекомендовали себя логические блоки Дьенеша, палочки Киюзенера, материалы М.Монтессори иФ.Фребеля, мнемотехника, ИКТ, элементы АВА-терапии (работа с детьми РАС), и, конечно же, этнопедагогика.
Этнокультурная деятельность прослеживается не только в ходе праздничных мероприятий, культурных досугов детского сада, но и коррекционной деятельности учителя-дефектолога. Так, загадки казахского народа – очень увлекательные, в древности они носили мифическое и символическое значение.
Разгадывание загадок обогащает словарь, учит точности, меткости, образности языка. Учит сравнивать, сопоставлять, рассуждать, наблюдать над тем, что тебя окружает.
Например, загадки по теме «Домашние животные»:
- Горб на спине ему не мешает (верблюд).
- Дашь овес не ест, дашь косточку - грызет (собака)
Загадки по теме «Времена года»:
- Туда-сюда ходит, а следов не видно (ветер)
- Один костер весь мир согревает. (Солнце)
Я неустанно рекомендую родителям читать сказки дома. Сказка (сказкотерапия) отлично справляется с рядом проблем психологического характера (страхи, зажимы, негативизм, эмоциональные нарушения) и является самым «детским» методом работы. Так, сказки («Ленивый кот» «Грубая благодарность», «Лиса и коза», «Горе зайчонка», «Чудесная шуба Алдар-Косе», «Ловкость») воспитывают в детях правдивость, доброжелательность, отзывчивость, учат быть умными и щедрыми.Зачастую в ходе занятия к нам за помощью «обращаются» сказочные персонажи. Дети помогают Алдар-Косе обхитрить жадного бая, а ягненку спастись от злого волка.
Театрализацияпрекрасно развивает диалогическую речь детей, раскрепощает их, учит взаимодействовать со сверстниками.
Так, дети логопедической подготовительной группы с ОНР поставили казахскую народную сказку «Макта кыз»для детей второй младшей группы.
Особенностью «наших» постановок является то, что в них задействованы все воспитанники группы, независимо от характера и степени их дефекта. Таким образом, дети с тяжелыми нарушениями речи (отсутствие речи) начинают проявлять инициативу, а дети с РАС пытаются вступать в совместные действия, небольшой диалог.
Особое место в моей практике занимают блоки Дьенеша.Мною была составлена схематичные изображения героев казахской сказки «Лиса и коза», где дети вначале знакомились со сказкой, обсуждали, отвечали на вопросы. После этого детям предлагалось построить из блоков героев сказок, опираясь на авторские схемы:
- а) по форме (круг, треугольник, квадрат, прямоугольник);
- б) по цвету (красный, синий, желтый);
- в) по размеру (большой, маленький);
- г) по толщине (толстый, тонкий).
Во время таких игр дети, опираясь на построенные фигуры, называют цвет, считают сколько у «лисы» красных фигур, сколько у «козы» круглых фигур и т.д. Таким образом, развивается не только логическое мышление, но и расширяется словарный запас признаков, отрабатывается связная речь путем описания своих построек.
В работе с детьми ЗПР успешно применяю палочки Киюзенера. К казахским народным сказкам, читаемым по программе, составила авторские схемы с использованием палочек Киюзинера. Например, к казахской сказке «Почему верблюд оглядывается, когда пьет» составила схемы, направленные на обучение отбирать палочки нужногоцвета и упражнять в счете, в уменииотсчитывать меньшее количество избольшего.После обсуждения сказочного сюжета, и словарной работой мы выстраиваем из палочек верблюда, «что делает верблюд?» (пьет воду), «кто пришел первым к верблюду?» (лошадь,), «Что он попросил?» (хвост, дети убирают хвостик у верблюда и накладывают на лошадку) и т.д. В ходе такой игры дети не только отрабатывают счет (порядковый), но и пересказывают сказку, что очень актуально для детей с ОНР.
Национальная игра очень хорошо развивает у детей координацию движения, ловкость, внимание, сообразительность. Такие игры как «Тенге жинау» (собираем монеты), «Шанырақ», «Орамалтастау», «Асык» и другие находят свое применение не только в ходе национальных мероприятий, но и на коррекционных занятиях. Так, в текущем учебном году по тематической теме «Наурыз» была проведена досуговая деятельность«В гостях у Алдара Косе» с участием логопедических групп. Дети получили большое удовольствие от совместных игр со сказочным героемАлдар-Косе. Национальные игры способствовали не только развитию физической активности, но и расширению кругозора детей о культурном наследии казахского народа. Красочный фоторепортаж украсил холл детского сада.
Элементы этнопедагогики в нашем саду прослеживаются и в кружковой деятельности. Так, учитель-дефектолог логопедической подготовительной группы Абилева С.А. организовала кружок «Умелые ручки». Дети не только знакомятся с техникой изготовления разнообразных поделок, но и создают композиции национального характера (орнаменты «Муйiз» «Ботакоз»).
Для более прочного усвоения детьми элементов казахского орнамента изготовила различные трафареты с орнаментами, где дети обводят по точкам, выполняют штриховку, раскрашивают.Декоративно-прикладное искусство казахского народа обладает огромными возможностями в развитии как творческого потенциала, так и мыслительной деятельности.
Практика показала, что использование элементов этнопедагогики во всем ее разнообразии положительно отражается на гармоничном развитии детей. В резерве опыта работы планирую составить сборник коррекционных игр и упражнений с элементами этнопедагогики.
Таким образом, использование элементов этнопедагогики в коррекционно-развивающей работе детского сада соответствует задачам, поставленным Президентом в обновлении содержания образования в рамках стратегической программы «Мәңгілік Ел». Считаю, что только топоколение, воспитанное на любви и уважении к культурным многовековым традициям, достигнет благосостояния, стабильности и единства нации.
Жандулина Д.Б., учитель-дефектолог
ГККП «Ясли-сад №32 «Балдәурен»